Побитые и забытые. Брошенные паровозы в городе Ниш (Сербия).

На этапе планирования поездки в Грецию, рассматривая в Google Maps окрестности места ночевки в сербском городе Ниш, случайно наткнулся на фотографию ржавых паровозов. Фотография была старой, автор ее так и не ответил мне о судьбе паровозов, но место снимка идентифицировалось точно, поэтому грех было не заехать туда по пути.

Информации об этой технике, как она попала сюда и т.п. я не нашел, поэтому дальше в основном мои предположения и выводы из увиденного на месте и прочитанного в Интерненте.

Вот такими мы их увидели и примерно с этого ракурса была сделана та фотография. Стоят они прямо посреди города, снимок сделан от железнодорожного переезда на оживленной улице. Справа (около дерева) протоптана тропинка, прохожие на паровозы не обращают никакого внимания, они давно стали частью ландшафта.

Как оказалось, за паровозами небольшая заброшенная станция. Предполагаю что после строительства новой, эту забросили, а на пустующий кусок пути загнали эти паровозы, видимо ранее обслуживающие местные пути. Сама станция не особо интересна, кроме того, внутри свалка и общественный туалет, так что ограничусь только этой фотографией.

Перейдем к паровозам. О первом из них мне удалось узнать немного больше, с него и начнем. Паровоз типа 1-3-1 («Прери»).

1-3-1 — это колесная формула.

1-3-1 — пара бегунковых колес (маленькие колеса спереди) выполняет «направляющую» роль, подготавливая полотно к нагрузке от больших ведущих колес и помогая локомотиву вписываться в повороты;
1-3-1 — три пары ведущих колес. Их размер говорит о том, что конструкция сделана с упором на скорость: локомотивы этого типа использовались как курьерские поезда;
1-3-1 — последняя цифра обозначает пару поддерживающих колес, цель которых поддерживать топку большого размера, выходящую далеко за пределы ведущих колес.

Паровозы этого типа начали свою историю с 1900 года. Первым паровозом такой конструкции стал американский «Прери», получивший распространение на Пенсильванской железной дороге. В Европе этот тип получил небольшое использование в Италии, Австрии, Сербии и Турции для курьерских поездов, но скоро был вытеснен «Пасификом» (тип 2-3-1). У 2-3-1 есть существенное преимущество: двойная бегунковая тележка обеспечивает лучшее вхождение в повороты на высокой скорости. Однако, «Перри» тем не менее, получил широкое распространение в… России. Это связано было с тем, что длинна «Пасификов» была чрезмерна для российских путей с радиусом поворота 22 м. В России «Прери» известен как серия С. Выпуск серии С был налажен на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, где он выпускался весьма долго.

Сормовская С-ка внешне похожа на этот сербский «Прери», неизвестного мне происхождения: тот же тип, та же двухцилиндровая паровая машина, и даже конусная крышка дымовой коробки.. Вот для сравнения серия Су (поздняя модернизация С-ки, 1947 года выпуска), установленная на постамент в Нижнем Новгороде (тут правда крышка уже не конусная):

Привод Су-шки (левый борт):

Привод сербского «Прери» (правый борт):

Кабина сербского «Прери». Внутри конечно полная помойка и разруха…

Еще общий вид. К сожалению, растительность ограничивает возможности съемки.

Однако, у С-ки широкая топка, вынесенная за ведущие колеса (на фото ниже квадратная часть перед кабиной), здесь же узкая и над ведущими колесами. Роднит ли эти машины что-то еще, кроме одинакового типа, и некоторой внешней схожести, мне судить сложно. Хотя узнать что это за локомотивы было бы интересно.

Следующий паровоз тип 1-3-0 «Могул» тоже с двухцилиндровой паровой машиной с внешним шатунным приводом ведущих колес (собственно, самый распространенный вариант среди паровозов вообще). О данной конкретной машине трудно что, то сказать. Скорее всего это более ранний паровоз, чем «Прери». Российский аналог — серия Н (разработка Николаевского завод, Петербург) выпускался с 1890 по 1914 гг, был самым массовым в России в это время. Н-ка использовалась как пассажирский локомотив.

Кабина:

Внутри тоже разруха: все что можно отвинтили, почему-то уцелели два манометра, наверное закисли…

Третий паровозик, как и первый, типа 1-3-1. Но это совсем другой «Прери» — это танк-паровоз. Танк-паровозы — бестендерные паровозы. В отличие от обычных, имеющих вагон для перевозки запаса топлива и воды (тендер), танк-паровозы все свои запасы возят на себе. Это позволяет сократить длинну локомотива, но существенно ограничивает длительность работы без дозаправки. В основном, танк-паровозы использовались как маневровые, но большие колеса и тип 1-3-1 намекают что этот конкретный экземпляр мог быть пригородным пассажирским локомотивом. Так ли это, наверняка я не знаю.

Граффити на борту намекают на следующую локацию в городе Ниш: «Спомен парк Бубань» (об этом в основной статье про Ниш).

По бокам от котла два толстых короба — это и есть танки, содержащие уголь и воду. Заглянем пока что за вот эту круглую дверцу…

Эта часть паровоза называется «дымовая коробка», изначально я себе представлял содержимое паровоза немного по-другому, поэтому увиденное вызвало поначалу легкий ступор, но теперь я вроде разобрался что к чему:

Дымовая коробка связана с топкой паровоза, и сделана для сбора газов сгорания, выходящих из топки через дымогарные трубы (отверстия на дальней стенке). Большой объем коробки обеспечивает тягу воздуха в топке. Для создания разрежения в дымовой коробке (дополнительной тяги) установлен так называемый конус (надолб в нижней части, под дымовой трубой). Через конус в дымовую коробку подается отработанный пар из цилиндров, утягивающий за собой в дымовую трубу и газы сгорания. Трубы, уходящие вверх, подают пар в коллектор перегревателя, где пар дополнительно нагревается до 250-400 градусов, из сухопарника (влагоотделитель), а оттуда уже пар идет в цилиндры через золотники. Все эти сложности — борьба за эффективность и топливную экономичность.

В принципе, у меня осталось много вопросов по устройству паровоза, только вот задать их некому 🙂 И не понятно зачем..

Идем в кабину… Обратите внимание на дерево на заднем плане — оно растет ровно на путях, по которым локомотивы попали на место своей вечной стоянки.

Кабина. Не ожидал такого, но время берет свое. В моем понимании паровоз — это что-то такое, построенное на века. Оказывается, нет…

Вандалы почему-то меньше орудовали в этом локомотиве. Наверное боялись провалиться…

Ту-туууу….. пффффффф…. чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух…

Чуть больше фото в альбоме на Яндексе.
Инстаграм-фото всей поездки доступно по тегу #389едемнаКорфу

Другие части:

Поездка на Корфу. Дорога, день 1-2. Москва — Брест — Эгер.
Поездка на Корфу. Дорога, день 3. Эгер — Ниш.

Поездка на Корфу. Дорога, день 4. Ниш — Паралия Катерини.
               Безымянная крепость на реке Пчинья в Македонии.

Смотрите также:

Материал про развитие железных дорог в России, и в частности про рождение С-ки.
Схема устройства паровоза на Википедии.