Турция 2015. Олимп. На этот раз ликийский…

… или на Тахталы и обратно.

Вступление.
После прошлогоднего опыта восхождения на Олимп, осталась недосказанность: основную вершину, Митикас, я тогда так и не осилил. Вторая встреча с Олимпом была неизбежной, но почему-то состоялась она не в Греции, а в Ликии…

Началось все с того, что нужно было что-то решать с отпуском, а средств на очередной евротрип катастрофически не хватало. Как бы там ни было, а на море хотелось, поэтому сдались на милость организованной туриндустрии и поехали в Турцию. Однако, вовремя вспомнив про то что уже очень давно хотелось пройти хоть кусочек Ликийской тропы, место выбирали уже исходя из этого.

Ликийская гора Олимп, нынешняя турецкая Тахталы, широко известна массовому туристу. Дело в том, что в отличие от греческого Олимпа, где можно лицезреть пустующий трон Зевса, на ликийском Олимпе Зевс есть. Точнее, его современная механическая уродливая ипостась: машина, за плату в 50 долларов поднимающая любого в «святая святых» и опускающая обратно. Хотя, может это никакой и не Зевс, а механическая Химера, и когда-нибудь явится современный Беллерофонт, Джирджис, или победоносный Георгий по ее душу…

Техническая часть (про планы и подготовку).
Для прохождения изначально был выбран кусок Ликийской тропы между деревнями Гедельме и Беджик. Изначально думал добираться от Кемера до Гедельме на автобусе, но в ходе опроса местных выяснилось что прямых рейсов туда нет. Есть какой-то автобус заезжающий в Гедельме, едущий откуда-то куда-то, но где его искать и когда он вообще ездит никто объяснить мне не смог.

В итоге решил встать пораньше и пойти пешком. Да, лишние 12 километров, но по хорошей дороге это часа три пути, а выйти можно задолго до первых автобусов. И все равно и так и эдак останавливаться на ночевку придется довольно рано, потому что лезть на вершину измотанным дорогой и под вечер глупо, ведь нужно будет еще спуститься до высоты где растут деревья, не ночевать же посреди голых камней на ветру…

Подготовка велась из расчета нести как можно меньше. В отличие от первого своего олимпийского похода, потребовался навигатор. В роли навигатора выступил телефон с Андрозиком и закачанными ОСМ картами. Чтобы такого навигатора хватило на поход, пришлось взять автономную зарядку. Поскольку предполагалась ночевка, а спальник, не говоря уже о палатке тащить не хотелось, решил попробовать нано-спальник из фольги.

Тем более, что замерзнуть в Турции летом — это надо постараться. Даже в горах. Все-таки это не Арарат… Из еды только прекрасно зарекомендовавшие себя козинаки, и немного набранного накануне в отеле. Вода: 1,5 литровая бутылка + 2 по 0,5. Фонарик, нож, бытовая веревка, теплая одежда, аптечка, спички, сухое горючее, да и вроде бы всё. Палки треккинговые, по опыту прошлогоднего похода вещь незаменимая. Были куплены в прошлом году в Венгрии, по пути домой из Греции.

Окончательный план был следующий: встать в 4 утра, по прохладце дойти до Гедельме. В Гедельме заглянуть в старую крепость и потаращиться на чинару, которой 2500 лет, найти геокешерский тайник и двигать дальше, до деревни Яйла Куздере. Пройдя Яйла Куздере, и выйдя на плато Караби Яйла устроиться лагерем до утра где-то в непосредственной близости от начала тропы на подъем к вершине. Это примерно километров 12 от Гедельме, т.е. всего 24. Чтобы скоротать вечер, на Караби Яйла есть еще пара геокешерских тайников. Утром отправиться на вершину Тахталы, потом спуститься, дойти до Беджика, и там уже искать транспорт до Кемера. Это примерно километров 20 в общей сложности. Была мысль продолжить путь еще на один день, но так и не решил надо это или нет, в итоге поход планировался двухдневным.

Кемер — Гедельме.
Проснувшись раньше запланированного, вышел в 3 часа ночи. Ночной Кемер еще не успел утихомириться: кто-то еще шлялся по улицам, кто-то возвращался с дискотек… Ожидаемой ночной прохлады не было, и даже наоборот: было крайне душно и жарко.

Без приключений прошел Кемер и прилегающий к нему поселок Арсланбучак, только под конец пришлось достать фонарик и трекинговые палки. Палки больше из соображений самообороны, т.к. дальше по маршруту раздавался непрекращающийся лай собак.

Прошел какой-то не освещенный мост. Очень странное ощущение когда по бокам от тебя сгущается темнота, свистит ветер и раздается грохот потока, но посветив фонариком вниз видишь только «лунную» каменную поверхность. Как оказалось, вода грохотала в каком-то коллекторе рядом с мостом.

Дошел до собак. Пришлось отмахиваться палкой и контратаковать. Одна из тварей шла за мной метров 200, время от времени порываясь броситься. Наконец, Арсланбучак остался позади, а темнота вокруг стала почти абсолютной: только звезды светились в небе. Внезапно я осознал что самая яркая звезда и есть мой пункт назначения, поскольку это никакая не звезда, а прожектор на вершине Тахталы! Можно сказать что «механический Зевс» указывал мне путь своим желтым глазом 🙂

Идти с двумя палками оказалось неудобно: фонарик тоже как-то надо было держать. Одну палку сложил и прикрутил к рюкзаку. Так и проходил в итоге весь поход с одной палкой. В темноте прошел явно что-то интересное: дорога шла вдоль ущелья, по которому бурлил тот самый поток, который в деревне загнали в коллектор. В конце концов идти в темноте надоело, и я устроился на каком-то камне на отдых.

Как только стало возможным что-то различать без фонарика, достал фотоаппарат и отправился дальше. Дорога еще какое-то время шла вдоль горной речки, а потом попёрла серпантином в гору. Пару раз пытался свернуть с дороги на полузаросшую тропинку, которая тут явно была до автомобильной дороги, но добром это не заканчивалось: усилия на преодоление препятствий на пути сводили на нет выигрыш в расстоянии.

Тем временем на дороге появился трафик. Многие машины сигналили, а мотоциклисты вскидывали руки в знак приветствия. Видимо, пеших туристов здесь уважают. Можно конечно было бы напроситься к кому-нибудь в попутчики, но идти пока что было легко. Наконец, Гедельме…

По карте в Гедельме был обозначен источник воды около мечети, туда я первым делом и отправился чтобы умыться и пополнить запас воды. Видимо я сделал что-то не так, потому что подъехавший в тот момент когда я наливал воду мулла, очень долго яростно смотрел мне в след. Потом я, правда, сообразил что источник наверное служит для ритуального омовения перед молитвой, и набирать воду из него по-видимому было не нужно.. Позже этот мулла долго о чем-то вещал с минарета, и голос у него был злющий. Надеюсь, он не сильно обиделся…

Далее мне нужно было попасть к разрушенной крепости и древней чинаре. По карте вышел на какую-то уже давно заросшую тропинку, здорово ободрался об колючки, и в конце концов уперся в совсем уж непроходимые заросли. Пришлось вернуться и спрашивать дорогу у местных. Свернув на правильную улицу, увидел гигантскую чинару, потом еще и еще. Но та, нужная, оказалась действительно огромной. Сфотографировать ее целиком мне не удалось. Замок был здесь же рядом, и где-то тут же должен быть геокешерский тайник. Я помнил что он должен быть в пещере под башней.

Недолго думая, нашел тропинку к башне, и внутри обнаружил что-то типа подвала, переходящего в пещеру. Еще раз перечитав описание, понял что оно очень слабо совпадает с местностью, но тайник я таки по нему нашел, удивившись при этом насколько описание неточно. Контейнер был испорчен карстовыми водами. Блокнот расползался в руках, и я принял решение забрать его с собой, попытаться высушить и передать основателю тайника, как того требуют правила геокешинга в таком случае. Контейнер же аккуратно положил обратно, но все его содержимое все равно испорчено.

Как оказалось в дальнейшем, тайник я нашел не тот. Как оказалось, в пещеру есть «официальный» вход с другой стороны. Там вроде бы даже деньги за вход берут (правда непонятно с кого, я не видел ни одного туриста кроме себя). Так вот, кто-то до меня спутал эти два входа, и пришел искать тайник через «официальный» вход. Не найдя тайник, этот кто-то решил что тайник разорен и заложил новый. Описание на сайте изменили, потому оно у меня и не совпадало с реальностью (хоть и помогло найти контейнер). Почему же я пошел к «старому» тайнику, хотя его описание было удалено, и я его не видел, объяснить невозможно. 🙂

Когда я выходил из Гедельме, солнце уже поднялось высоко, и стало очень жарко. Я планировал пройти до следующей деревни Яйла Куздере до 11 часов утра, и встать на отдых на период самого жаркого солнца.

Гедельме — Яйла Куздере.
Этот участок пути дался тяжело: жара высасывала силы, а тени было не так уж и много. Дорога проходит через населенную местность, но никого не было видно. По пути мне встретился только самосвал (зато 2 раза) и легковушка. Еще где-то вдали на ферме кто-то копошился. Ну и черепаху еще видел…

Черепаха оказалась весьма тяжелой, она спряталась в пацирь и шипела. Когда я ее перенес в сторону от дороги, перестала шипеть и прятаться. Видимо, я заслужил доверие. 🙂 Дочка, кстати, потом высказала претензию, почему я не принес черепаху ей…

Последний кусок пути до Яйла Куздере стал адом: тень исчезла совсем, а дорога шла на подъем весьма крутым серпантином. В конечном счете я понял что до планиремой точки отдыха я не дойду, а здесь свернуть в тень некуда, поэтому пришлось найти дерево и устроиться в его тени прямо у дороги.

Отдыхал я там часа полтора, прежде чем нашел в себе силы двигаться дальше. До деревни, между прочим, оставалось всего-то метров 300-500. Деревня Яйла Куздере казалась вымершей. В этот раз я не стал наполнять бутылки водой у мечети, а нашел какой-то явно «гражданский» источник где-то ближе к выходу из деревни.

Яйла Куздере — Караби Яйла.

Едва последний дом деревни скрылся из виду, а дорога в очередной раз стала карабкаться вверх (на самом деле она почти постоянно шла вверх от самого Кемера, но есть просто вверх, а есть ВВЕРХ, тут как раз второй случай), как со стороны Яйла Куздере послышался шум мотора и время от времени возгласы «Инша Аллах!». Я невольно ускорил шаг, но это не очень помогло: звук двигателя и «Инша Аллах» раздавались все ближе, наконец, показался небольшой грузовичок, быстро догнал меня и остановился. В грузовичке сидело веселое турецкое семейство, которое стало о чем-то спрашивать на своем тарабарском языке. Надо признать что вид их не соответствовал тому, что я напредставлял себе пока они меня догоняли… 🙂

Не вдаваясь в особенности межкультурного взаимодействия при практически полном непонимании языка друг друга (я знал штук 20 турецких слов, из турок только водитель, молодой парень, немного говорил по-английски), они, разузнав откуда и куда я иду, предложили подвезти. Отказываться было глупо, да и интересно все-таки.

Грузовичок, какой-то древний полноприводный Ниссан, достаточно бодро карабкался в гору, извергая черные клубы дизельного выхлопа. В кабине, помимо водителя сидели еще две женщины, я же ехал с остальными стоя в кузове. Здесь был один немолодой мужик, несколько женщин и маленькая девочка. Когда грузовичок начинал чахнуть на подъеме, или буксовать в водопаде, в общем в любой неблагоприятной ситуации, турки кричали «Инша Аллах», и мы ехали дальше… Ехали мы не прямым путем, по пути останаливаясь и решая хозяйственные дела: накопали земли для огорода, набрали воды в водопаде, завезли что-то куда-то… Турки показали мне дерево, которое они обозвали «отобус чинара», оно было куда больше той 2500-летней чинары в Гедельме. К сожалению, на ходу в грузовике невозможно фотографировать…

Высадив меня, и одарив яблоками, веселое семейство укатило куда-то дальше по своим турецким делам. Вскоре отдаленное «Инша Аллах» возвестило об очередном преодоленном ими препятствии, и я снова остался один. Оказался я немного не там где предполагал изначально: Ликийская тропа идет с одной стороны плато Караби Яйла, а я оказался по другую его сторону. Тем не менее, дальше тропы сливались.

Здесь уже начали появляться невероятно красивые сосны, а вскоре дорога уже вилась между целыми рощами таких деревьев. Пройдя примерно половину пути до места соединения Ликийской тропы и той дороги по которой я шел, на каком-то перевале, меня догнал трактор с двумя фермерами, везущими сено. На ходу поздоровавшись, один из фермеров махнул рукой, мол «залезай», также на ходу я запрыгнул в прицеп и мы поехали. Эти не знали ни слова даже по-английски, поэтому общение свелось к «Мир, дружба, жувачка». Ехать в телеге с сеном, которую неспешно тащит какой-то ископаемый трактор оказалось очень приятно, это был настоящий отдых после тяжелого перехода. И вот мы выехали на Караби… Собственно здесь и была ферма, куда направлялся трактор, фермеры звали на ужин (из под навеса очень вкусно пахло шашлыком), но я отказался сославшись на то что время уже ближе к вечеру, а мне еще идти и идти…

На самом деле я думал что пройду до того места где начинается тропа на вершину, и где-то на границе зоны роста деревьев буду искать место для ночевки, но получилось по-другому: поднявшись немного над Караби Яйла, я прилег отдохнуть под деревом, и проспал часа полтора. В принципе, место было хорошее, и можно было бы остаться там, но во-первых я неплохо отдохнул, а во-вторых меня тревожило то что отправив с утра жене СМСку, на связь я больше не выходил (где-то между Гедельме и Яйла Куздере сотовая связь пропала и больше не появлялась). В общем решил таки подняться к границе растительности, в надежде что ближе к вершине связь наладится, и там уже устраиваться на ночь.

Тут тропа шла между карстовыми воронками, заросшими реликтовыми соснами, но восхищаться всем этим уже получалось вполсилы: впечатления за день зашкаливали. Выйдя наконец к тропинке на Тахталы, я понял что во-первых сотовой связи тут нет, а во-вторых что здесь царит облачность и ветер, что гораздо лучше иссушающего зноя. Фактически я подошел к перевалу, за которым было побережье. На побережье сотовая связь точно есть, поэтому решено было пройти по тропе на Тахталы до того момента когда связь появится. Ну и пошел…

Тахталы воочию.

Расстояния в горах я не привык оценивать правильно, навигатор же окончательно надоел постоянными зависаниями, и пришлось минимизировать его использование. Я все шел и шел, а гора как-то не приближалась. Крупная растительность совсем пропала, а тропа шла по сыпухе, норовящей время от времени выскользнуть из под ног.

Сотовая связь стала устойчивой как только появилась возможность заглянуть на ту сторону перевала. Эта возможность представилась на какой-то вершине, там дул сбивающий с ног ветер, а вокруг с бешенной скоростью проносились облака, завиваясь в вихри, пропадая и появляясь вновь. Где-то внизу, угадывался Беджик. Проведя долгожданный сеанс связи, сидя на этой вершине, я решал как быть дальше. С одной стороны можно было бы успеть вернуться к зоне деревьев до темноты, с другой стороны отсюда уже была видна Тахталы во всей красе, и «механический Зевс» подъемника грелся на солнце вдали.

Честно говоря, не знаю какая идея стала решающей: то что можно вниз спуститься по канатной дороге и закончить этот достаточно тяжелый поход уже сегодня, или то что я буду одним из явно немногочисленной группы идиотов, которые поднялись на Тахталы от самого низа до самого верха за один переход, или может просто лень спускаться, а потом подниматься вновь, но пошел я в итоге дальше наверх…

Вопреки моим ожиданиям, прийти на вершину быстро не получилось. Характер местности совершенно изменился, стало больше похоже на греческий Олимп, даже такие же косули были замечены неподалеку. Они бегали поодаль, но близко к себе не подпускали, при малейшем подозрении на опасность срываясь в бег и удаляясь с завидной скоростью.

Я все шел и шел, а «механический Зевс» тем временем погасил все свои огни, оставив только желтый глаз прожектора, да и тот смотрел в другую сторону, приманивая с побережья к себе очередную жертву…

Странно, но это фото сделано в то же время. Вообще фотоаппарат себя плохо чувствовал. Наверное, скоро ему придет конец.

Тьма вокруг сгущалась, среди скал стали загораться глаза местных обитателей.

Перспектива ночевать на камнях совершенно не радовала, но двигаясь вперед я на всякий случай примечал места с относительно плоской поверхностью, и хоть немного защищенные от ветра.

В последнем усилии я таки добрался до вершины. Это было уже в полной темноте, пришлось наощупь найти ступеньки ведущие на территорию подъемника..

Подъемник естественно уже не работал, двери в здание были закрыты, однако внутри явно кто-то был. Стучаться пришлось долго, «небожители» — обслуживающий персонал подъемника, явно не ждали к себе гостей. Тем не менее, мне разрешили переночевать на территории, сказав что позвонят начальству и спросят можно ли пустить в помещение. Я отказался, решив что и на улице мне будет замечательно, выпил кофе (5 лир, между прочим), и улегся в своем нано-спальнике из фольги на шезлонге где-то под боком у «механического Зевса».

Сил восхищаться видами на сверкающее огнями побережье уже не было, да и вообще удачное восхождение не вызвало каких-то эмоций. Наутро, как запустят подъемник, я, по воле Зевса, за 16 долларов съеду вниз и отправлюсь в Кемер…

Засыпая, я вспоминал как в самом начале шел в темноте, и звезда-прожектор указывала мне путь, а теперь я здесь. Рядом «Громовержец» выл всеми своими частями на ветру, а вокруг ограды кто-то ходил по камням, громко чавкал и светил глазами. И все-таки я снова был на Олимпе!